Олег Абрамов. Radio Tapok — Radio Gnida
Одна из важных характеристик современного мира заключается в том, что в нём стало очень много людей, у которых нет ни системного мировоззрения, ни мнения по основополагающим вопросам, ни настоящих принципов. Особенно часто такие грустные примеры можно встретить в среде, близкой к приспособленчеству — творческой и управленческой. Ярким примером как раз такой коллаборации является проект Radio Tapok, успевший отметиться по обе стороны идеологического фронта.
Вокалист и «фронтмен» группы Олег Абрамов родился в 1989 г. Новгородская область, поселок Парфино, жизнь, пропитанная западными культурными волнами. Вот как он вспоминает те годы: «Для меня было настоящим чудом, когда Эдик запустил в Guitar Pro трек, и вдруг заиграл Fat Lip группы Sum 41 со звуком игровой приставки SEGA. В общем, пропал я как человек, днями и ночами уча все поп-панк-хиты нулевых. Потом я понемногу начал свою музыку набивать в этой программе и пытался писать стихи. Это еще тот изврат был».
Мечтой Абрамова было выступить на одной сцене с теми самыми Sum 41 — вторичным калифорнийским панком (она, кстати, сбылась).
В тот период появилось очень много людей, выросших в непонятной культурной среде, имеющих откровенно размытые ориентиры, но ставших достаточно неплохими техническими специалистами в избранных сферах — культура, медиа, PR, IT. Позже эта братия пополнила массовку недовольных СВО и убегающих из России «куда угодно от войны». А вот Олег Абрамов, принадлежавший к этой же тусовке, решил остаться и сделать вид, что никогда не поддерживал антироссийские настроения. Но получилось не очень хорошо.
Например, многие запомнили, что в ВК-видео и ютуб-канале Абрамова была перепевка песни группы «Порнофильмы». Вокалист этого проекта Владимир Котляров внесен в перечень иноагентов, и это неудивительно. Вот, допустим, текст песни «Это пройдет»:
Всё пройдёт, точно майские грозы
Чьи-то слёзы, два пальца у рта
Как мандат охуевшего единороса
Как допрос, как усмешка мента
Как Лефортовские коридоры
Как Беслан, как Норд-Остовский газ
Федеральная свора бездушных майоров
Севастополь, Донецк и Луганск
Это точно пройдёт...
Это точно пройдёт! С пакетом мокрым на голове,
С электрометками на руке
Моя Россия сидит в тюрьме
Но верь же мне....
Это пройдёт! Какой же чёрный нам выпал век
А мне мерещится вдалеке
Живой надежды забытый свет, так верь же мне
Это пройдёт
Словно свастика русского мира
Как пожары в сибирских лесах
Срок для честных ребят из Пензы и Питера
Как набитый детьми автозак
Или с ящиков врущая нечисть
228 и шмон в 5 утра
Как омоновец, храбро калечащий женщин
Как декабрь, январь и февраль,
Это точно пройдёт...
Всё пройдёт, всё проходит когда-то
Через год, через день, через миг
В одиночестве, в морге вчерашний диктатор
А теперь просто мёртвый старик
И с петель срежут двери в Лефортово
И Россия воспрянет от сна
Малайзийским, истерзанным, взорванным бортом
Нам с тобой в ледяную избушку ворвётся весна.
В ролике, который Абрамов удалил со своих страниц (зато его скачали и запомнили многие другие), явно ощущается, что он эту песню исполняет не просто как кавер-версию, а как нечто близкое. Нечто, с чем он солидарен.
До начала Специальной операции ВС РФ по денацификации Украины «Тапок» регулярно посещал Незалежную и особо не скрывал этого. Или правда не понимал, что идет война против русских, или поддерживал киевскую сторону.
Вот как об этом вспоминает донецкий музыкант Аким Апачев, комментируя, почему у него нет совместных работ с Radio Tapok: «Эмммммм. Ну, возможно, потому, что Олег Абрамов регулярно давал концерты на территории противника до СВО, а начало операции в 2022 встретил в туре по Украине? Хотя нет, скорее, из-за того, что нам снова пытаются завернуть в патриотическое одеяло что-то дурно пахнущее. Традиционная рубрика "Вопрос Олимпу из Некрополя": как это недоразумение выступало на Красной площади в День воссоединения Крыма с Россией в этом году?».
И действительно — в феврале 2022 г. у Абрамова и его «Тапок» было запланировано 18 концертов на Украине. Интересно, что весь состав (кроме вокалиста) тогда не пустили на территорию страны, но они не захотели понимать языка обстоятельств. «Сегодня объявлено российское выступление. Оно начнётся в Харькове, выступать будет RADIO TAPOK со своим сольным концертом и вашими любимыми треками. А ещё у меня сегодня день рождения, но как говорят по нашему ящику, оставим эту незначительную новость и вернёмся к теме Украины. В Украину пустили только меня одного. Всех моих ребят развернули на границе, отказали во въезде в связи с напряженной обстановкой. Сейчас они ждут в Белгороде, пока уляжется вся шумиха в СМИ, и попробуют ещё раз заехать (да, да уже вслед за нашими танками, с телом Ленина и на медведях с балалайками). Ну что-же, это истинный музыкальный вызов для меня. Отменять концерты, обламывая тысячи моих украинских роцкеров, когда все зависит только от меня, совесть не позволяет. Все концерты состоятся, отступать перед трудностями я, конечно, привык, но не сегодня. Собираем с местными ребятами из Харькова концерт по крупицам с семи утра, всё будет в лучшем виде, я на месте, голос на месте. И да, этот день рождения я запомню точно надолго. Всем мира!» - писал Абрамов.
Скоро этот тон изменился, причем в сторону «Украину очень жалко, а меня не трогайте, пожалуйста»: «Друзья, вы знаете что я сейчас нахожусь на Украине с концертами. Проснулся от авиаударов, бьют по окраине Николаева, скорее всего, по военной инфраструктуре. Началась война. Я каждый день вижу сотни и тысячи добрейших украинских людей, поющих со мной в унисон любимые песни на русском языке, будь это «Дед Максим» или хором требующее: «В темноте из пасти ада, русская летит армада!». Я не политик, я не знаю всех подковерных интересов, интриг и договоренностей. Я не могу говорить за всех, я могу только пересказать что вижу и слышу, что все, с кем я общаюсь здесь и сейчас на Украине, все очень переживают, и никто не хочет никакой войны, никто не понимает, зачем их бомбят и как такое вообще возможно. Здесь такие же люди, как и в любом русском городе, и говорящие на таком же языке. Вводится военное положение, все концерты переносятся на неопределённый период. Украина, я здесь, я с вами».
Можно допустить, что у Абрамова (и заодно знакомых ему жителей Николаева) действительно настолько глубокий социальный аутизм, что они не знали о войне, развязанной Киевом, начиная с 2014 г., не слышали о таких вещах как «АТО», обстрелы Донецка и Луганска. Поэтому события февраля 2022 г. стали для них откровенной неожиданностью. Как снег зимой, примерно.
Но выглядело все это жалко и однозначно. К тому же Абрамов развивал тему: «Под шайкой дебилов я подразумеваю кучку политиков развязавших эту войну, как со стороны России, так и со стороны Украины, а не тех людей, которые там воюют. Я именно так и сказал в видео, если посмотреть его полностью: «Шайка дебилов, решающих свои интересы за счет обычных людей». Я против войны. И пока территория Крыма находится в непонятной ситуации, я не выступаю там, как и большинство артистов, я уважаю законы Украины, как и любой другой страны».
Именно поэтому многие стали задаваться вопросами о том, каким образом Абрамов в принципе прошёл отборы и согласования для того, чтобы выступать на Красной площади. Ведь не секрет, что подобного рода мероприятия организовываются на уровне достаточно высоких властных структур, вплоть до Администрации Президента РФ. Не проверили нормально? Или тоже считают, что «это пройдет»?
К тому времени «Радио Тапок» уже переобулись, выпустили альбом «Наследие», песни типа «Гвардия Петра» и в целом выглядели очень патриотично.
В марте 2023 г. Абрамов даже выиграл президентский грант для съемки костюмированных патриотических клипов и вообще, видимо, попал в сферу интересов кого-то системного, но не очень принципиального.
Свидетельством тому - «отбеливающие» имиджевые поездки «Тапков» в Запорожскую область (июль 2024 г.) и Курск (август 2024 г.). Там Олегу устроили пафосное, но не очень искреннее интервью с государственным многомиллионником «Readovka». Но оно получилось неубедительным и, наоборот, еще раз поднимает вопрос: «С кем вы, деятели культуры»?
Иногда Абрамов, чтобы хоть как-то объясниться, пытается дать свою версию «украинских историй»: «Пока одни патриотические паблики публикуют и респектуют за Петропавловск, у других вырывает днище, потому что я держал в руках украинский флаг, когда был с концертами в Украине, до всего этого. Серьезно, вот достают видео 2020 года, прикрепляют и говорят – смотрите, вот у него флаг в руке, он же против нас, он предатель, он за Украину! Я не шучу, вот прям так и рассуждают. Те, кто ходил на концерты зарубежных исполнителей, знают, что это часть музыкальной традиции и музыканты часто так делают во всех странах. И вот, люди, посмотревшие старое видео с украинским флагом в руке, вспоминают это и считают, что я должен был в те дни сидеть в бомбоубежище с приютившими меня украинцами и строчить в своём инстаграме посты «УРА! ВПЕРЁД НА КИЕВ!». Ну вы серьезно? Я живу в России, делаю песни для России и про Россию, я всегда был и буду за Россию и свой народ, о чём тут вопрос вообще? Настраивать людей против музыканта потому, что он делает музыку, не влезая в политику, и старой фотки с украинским флагом?».
Однако многие внимательные пользователи сети и бывшие слушатели до сих пор задаются вопросами.
Вообще, в государственной политике нужно некоторые вещи очень серьезно менять. В частности, нельзя отправлять в места, где сражаются и умирают люди, сомнительных исполнителей только для того, чтобы они могли отстирать несвежее белье после неудачных гастролей или вечеринок. Нельзя думать, что в стране проживает аморфная, управляемая масса, которая «все схавает». И деятели культуры, и чиновники, которые этого не понимают, должны бы сменить род деятельности и перестать оскорблять своим поведением жителей Донецка, Луганска, Белгорода, Курска и всей большой России.